Асхат Ахмедьяров – «Художник не должен быть булыжником в руках большинства»

Себя он называет независимым художником. Журналисты газеты "Уральская неделя" поговорили с Асхатом Ахмедьяровым об актуальном искусстве и попытались узнать, кто он – художник современного Казахстана.
Асхат Ахмедьяров выражает свои мысли через разные формы и жанры искусства. Инсталляция и перформанс, живопись, фотография и видео - все это есть в его творчестве. Его желание найти для себя наиболее удобную форму самовыражения делает его свободным от любых рамок.

Смирительные рубашки, высокие стулья и деревья в горшках, разбитие стены в Национальном музее, поцелуи со статуями - все это перформансы Асхата не оставляют равнодушными. Однажды Ахмедьяров пришел к посольству России в Астане с выкрашенной в цвета флага России свиньей. Свинья гадила, а Асхат совочком убирал после нее. Так он выразил свой протест против загрязнения окружающей среды космическими ракетами.

На днях в интернете появилась еще одна работа Ахмедьярова. которую он назвал "Молитва". На большом поле художник изобразило портреты двух обещственных активистов Талгата Аяна и Макса Бокаева, которые сейчас судят в Атырау за разжигание социальной розни и митинги против раздачи земли иностранцам.




Художники, которые получают некую отдушину от сопротивления, приносят, что-то новое. Трудно говорить, например, об авангарде в контексте Северной Кореи или стран Африки.
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book, and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed, or printed, on either display pages or blank pages.
Про творчество и заработок
Говорят же «Гений это художник, зажатый в тиски необходимости». Я считаю, что стоящий художник должен быть обеспеченным всем необходимым, чтобы созидать и делать поиски. Мне кажется, художник не будет продуктивным, если он будет голодным.

Я в последнее время заметил, что многие вещи рождаются в моменты кризиса. Сказать что это голод – нет, это борьба с обстоятельствами. В такие моменты включается нечто, которое работает на подсознание, твою философию и когда все сливается в одном контексте, получается, то, что называется произведением.

Если говорить о тех художниках, которые действительно зарабатывают, то я к ним не отношусь. Я скорее в руках у всевышнего, если я делаю шаги не связанные с прибылью, не связанные с материальным, то этот путь каким, то образом обеспечивается.
Не понимаю художников, которые программируют свое творчество в плане материального обеспечения себя или своей семьи.
Про современное искусство
Современное исскуство – это бескомпромиссное исскуство, средства выражения современного художника сейчас более изощренные, чем у его предшественников,

Художник в современном искусстве это больше миссионер, его цели это ломка стереотипного мышления и конечно вечный поиск истины.

Искусство это не слово это не текст это - то чем не обладает большинство.
Сейчас очень много средств для самовыражения, художник может работать на уровне лазерной хирургии для общества и это важный момент.

Про искусство и общество
Допустим кто- то мне скажет « Асхат сделай так как нам надо!» Это самой страшное, на что может пойти художник. Художник деградирует, когда становиться инструментом, в чьих - то руках. Считаю, что искусство не должно быть управляемым.

Творческий человек должен в первую очередь реагировать на то, что происходит вокруг, он в первых рядах. Я выяснил для себя, что деятель культуры не может стать булыжником в руках большинства или политиков.

О многих художниках, которые присутствуют, на мировых арт-площадках наша власть предпочитает умалчивать. Сейчас много казахстанских художников, которые представлены на мировом уровне. Я могу перечислить их, это Алмагуль Минебаева, Саид Атабеков, Юлия Срокина, супруги Воробьевы, из молодых это Сарлыбек Бегботаев и арт группа Кызыл – Трактор. О себе говорить не буду, считаю это не скромным.

У нас есть лежачие полицейские. В Париже есть такие же препятствия для транспорта. Такие сооружения выполнены в виде ромба и залиты основательно бетоном. На ромбах изображена конституция. Если по этой дороге едет глава государства или мэр города он все равно снизит скорость.. Они будут снижать скорость через месяц, через год, через 20 лет. Наши ограничители скорости изначально рассчитаны на то, что если высокопоставленный чиновник объезжает город эти конструкции можно снять. Вам не напоминает это нашу конституцию? Которую можно регулировать, поднимать и ставить на место.

В Лувр ежедневно выстраивается очередь из двухсот человек, с 10 утра до 5 вечера. Я такие очереди видел и в другие музеи. Почему у них так произошло? Дело в том, что в искусстве Франции 18 – 19 века есть интересный факт. Они в свое время осознали, что настоящее искусство, рождается там, где происходит пересечение культур.
Искусство не может быть национальным оно может общечеловеческим.

Про искусство и власть
Массовое искусство возникло в тоталитарном обществе. В результате такого отношения к творчеству возникло такое направление как «Соцреализм» тогда искусство начало сотрудничать с властью, этого быть не должно. Это форма аномалии.

По моим наблюдениям вся история искусств ренессанс, эпоха классики, до импрессионистов (направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х прим.ред).было заказным искусством. Это все было социальным заказом. Формы отношений были разными, художники и церковь, художники и меценаты, художники и власть.

Современное искусство уже давно перешло в разряд философии. Визуальная форма, зачастую переходит в личные убеждения, которые становятся уже поступками.

Вопросы абсурдности произведения возникают на основе материала, возьмем подожженные двери ФСБ (акция Петра Павленского на Лубянке прим.ред) ведь это огонь сиюминутное явление, все что осталось после этого пепел и обгоревшая дверь. Общество всегда подходит к таким вещам так, « Это можно, выставить? Это продукт культуры?» Дело в том что должен быть интересен момент, поступок художника. Его состояние, которое привело к такому действию. Этот контакт между обществом и художником и есть произведение искусства, этого уже не остановить, это уже появилось



Locally grown grape is cheap and very juicy
Locally grown grape is cheap and very juicy
"Поцелуй немого" (так Аcхат Ахмедьяров выражает свое восхищение европейской культурой. А немого, потому что не владеет европейскими языками и не может этого сказать напрямую.
Made on
Tilda